Ответственность за торговлю контрафактом
Производство и реализация контрафактной продукции может образовывать состав преступления и караться санкциями Уголовного кодекса.
Доля контрафактной продукции неуклонно растет в каждом сегменте торгового оборота. Это данные Роспотребнадзора, с которыми соглашается правительство РФ.
Например, в Краснодарском крае контрафактным признаны более 90% "краснодарского чая", и 25% цемента, реализуемого в мешках. Объем фальсификата в молочной продукции составляет 9,5%. Широко и повсеместно подделывается алкоголь и табак.

Мерами противодействия реализации контрафактной продукции является единая система маркировки всех товаров. Так, для алкоголя ЕГАИС уже функционирует и показывает неплохие результаты. С 01.03.2019 для всех производителей табачных изделий обязательна система их маркировки по схожим с ЕГАИС принципам. В дальнейшем система маркировки будет применена на других товарах из двенадцати товарных групп, в том числе и на лекарственные препараты.
Что такое контрафактная продукция
В обиходной речи распространены два термина - контрафакт и фальсификат. Для большинства граждан эти два понятия являются идентичными. В действительности это не так, и между ними существуют различия.
Согласно статье 1 Федерального закона № 29 от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", фальсификатом следует считать товары, с потребительскими свойствами и составом, не соответствующими заявленным в технических условиях и указанным на товарных ярлыках, либо скрываемой информацией о такого рода свойствах.
Пунктом 1 статьи 1515 Гражданского кодекса к контрафактным отнесены следующие товары:
- с незаконно размещенными чужими товарными знаками, либо со сходными с таким товарными знаками до степени смешения обозначения;
- на их упаковке незаконно размещены товарные знаки или обозначения, указанные в п. 1;
- с этикетками или ярлыками, на которых размещены указанные в п. 1 товарные знаки, несмотря на то, что на самой продукции эти товарные знаки и обозначения отсутствую;
- непосредственно сами этикетки, ярлыки и упаковки, поскольку они являются вещью, неотъемлемо принадлежащей самому товару.
Разумеется, контрафакт может быть еще и фальсифицирован. В тоже время, продаваемая в розничной сети контрафактная продукция может своими потребительскими свойствами полностью соответствовать заявленным нормам. Однако реализация такого товара влечет административную или уголовную ответственность, как для продавца, так и для производителя.
Уголовная ответственность за контрафакт
Уголовная ответственность за торговлю контрафактом наступает в случае, если правообладателю товарного знака или обозначения причинен крупный ущерб. Понятие крупного ущерба имеет оценочный характер. Суд учитывает все конкретные обстоятельства дела, фактический размер причиненного правообладателю ущерба, а также значимость для него этого ущерба при признании ущерба крупным.
Деяние вменяется в вину при наличии признаков совершенного преступления, предусмотренного статьями 146, 147 Уголовного кодекса. Санкциями указанных норма права, при причиненном правообладателю товарного знака крупном ущербе, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, или лишение свободы на срок до 2 лет.
При причинении ущерба в особо крупном размере (свыше 1 000 000 рублей), либо совершении преступления по предварительному сговору группой лиц, размер штрафа составляет 500 000 рублей. Его назначение в данном случае применяется совокупно с принудительными работами до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.